четвер, 29 січня 2015 р.

Міні-дайджест №2, філософськи-гумористичний

Для моих постоянных читателей не секрет, насколько мало симпатий я питаю к империям, соответственно направление постколониальных и антиимперских публикаций и исследований мне близко и интересно. Как мы уже знаем, это направление не получило на пост-советском пространстве сколь-либо значимого развития.

Сегодня хочу вам предложить большой фрагмент статьи украинского философа Сергея Дацюка "Семантическая война против путинской России" (структурно это вторая часть статьи, поэтому начать ознакомление рекомендую с первой части по ссылке). Чуть позже добавлю немного своих комментариев по тексту, в частности насчет того, каким является (если вообще существует) национализм в Украине.

Некоторые важные направления семантической войны с путинской Россией
Семантическая война за идентификацию россиян.
Относительно россиян необходимо употреблять не «граждане», а «подданные». Граждане есть преимущественно в Украине, а подданные есть преимущественно в путинской России. Гражданство есть готовность взять ответственность на себя, а подданство есть делегирование своих полномочий власти и избегание ответственности за последствия решений, принятых властью внутри делегированных полномочий. Подданные это те, чья общественная инициатива не поощряется властью и самостоятельно не проявляется, кто к общественному действию готов лишь по инициативе власти.
Граждане путинской России, которые сегодня подвержены массовому зомбированию и лжи со стороны власти, которые не способны противостоять этому зомбированию, не способные критически отнестись к агрессивной сути имперского режима в путинской России, не имеют права называться гражданами. И это не вопрос достоверности или формально-логического подхода. Это вопрос воинствующей семантики, то есть такой, которая чувствительно относится к неадекватному традиционному словоупотреблению. Подданные не равны гражданам, зависимая коммуникация подданства в принципе не стыкуется со свободной коммуникацией гражданства. Гражданство, пытающееся образумить подданство, встречает в ответ непонимание и агрессию.
Гражданскую идентичность имеют только те интеллектуалы и общественные активисты, кто способен формировать независимый от власти дискурс. Те, кто не способен формировать независимый от власти дискурс, кто подчиняется властному дискурсу, имеют исключительно подданскую идентичность. Гражданский дискурс сосредоточен на разработке способов самостоятельной ответственности за дела общества и государства.
Подданский дискурс всегда есть реакционный дискурс, то есть он построен на молчаливой поддержке дискурса власти, на невольной трансляции дискурса власти, на непосредственном активном участии в дискурсе власти или на заказной разработке дискурса власти внутри заданных властью мыслительных установок.
Подданский дискурс является властным дискурсом, он не имеет самостоятельного значения, поскольку сосредоточен на поддержке или даже на малозначительной критике властного дискурса. Подданский дискурс есть дискурс вторичный, отражающий, копирующий, одобряющий власть, самозабвенно доверяющий власти, поддерживающий и прославляющий власть. Самозабвенное доверие (доверие, забывающие о себе и своих долгосрочных интересах) есть основа подданского дискурса.
Суть такого подхода в том, что российское общество само является колонией Москвы-Садового-Кольца-российской-власти. Колониализм не только вне России — он внутри нее. Империя основана на неравномерности распределения власти и ответственности, на неравновесии между центром и его окраинами. Вся Россия — колония Москвы, колония Садового Кольца, колония Кремля, колония императора. Именно в этом основа культа личности и культа силы, на которых всегда строилась российская империя.
Империя унижает и принуждает не только тех, кто сопротивляется (например, Грузию и Украину или Чечню), но и тех, кто не сопротивляется. В этом смысле в России гражданами являются лишь чеченцы, потенциально — башкиры, татары, тувинцы и карелы как такие, кто берет на себя ответственность за свою судьбу. Однако русские в своем большинстве являются подданными. Русский национализм не показывает способности быть гражданским — русский национализм по преимуществу и пока это подданский национализм.
Лишь восстание россиян против своей лживой, воровской и агрессивно-кровавой власти впервые сделает их гражданами. В этом смысле до российского Майдана россиян нужно называть исключительно подданными.

Семантическая война за поименование.
Кто такой москаль? Москаль это россиянин, поддерживающий российскую властную политику силового ограничения украинского самоопределения, семантического принуждения украинцев к российской культуре, подавления всякого украинского гражданства, замещения украинского гражданства подданством России. Москаль есть агрессивный имперец в отношении Украины.
Кто такой хохол? Хохол это украинец, позиционированный внутри имперского подданского дискурса как не обладающий гражданским сознанием, имеющий только некоторые культурные особенности, отличающие его от россиянина.
Кто называет украинца «хохлом», выказывает пренебрежение, недоверие, унижает и строит подчиненную империи коммуникацию, тот и есть «москаль». Это диспозитивные идентификации. В этом смысле всякий раз, когда заходит об этом речь, необходим немедленный выход из дискуссии с назидательными интонациями, с оскорблениями, унижениями или семантическими маркерами агрессии в отношении украинцев: «хохлы», «бандеровцы», «нацисты», «фашисты» и т.д..
Предыдущие волны сопротивления украинцев империи рождали идентификации — «мазепинцы», «петлюровцы», «бандеровцы». Когда в 2014-ому году украинцы оказали сопротивление российской агрессии, россияне стали их называть «укры» и «укропы». И это название, которое получено от врагов в ходе сопротивления вражеской агрессии, есть название в новой семантике.
Украинцы есть «укры» и «укропы», но не «хохлы». А «хохлы» это те, кто остались на территории ДНР-ЛНР [полагаю, автор забыл добавить "и поддерживает их", иначе получается обобщение, не соответствующее уровню и содержанию остального материала, даже "и т.д." не спасает ситуацию], кто скрывается от мобилизации и т.д.
В ведущейся дискуссии об имени Украины необходимо начать полномасштабное продвижение идеи о возвращении Украине исторического имени «Русь». Эту дискуссию необходимо вести внутри Украины. На россиян следует обращать внимание в этой дискуссии только лишь в том случае, если они предлагают конструктивные идеи.

Семантическая война за оценку вооруженного конфликта на Востоке Украины.
Преступления России против Украины имеет не только государственный, но и общественный характер. Преступления России против Украины организовывала власть, но поддерживало большинство российского общества. В этом смысле российское общество несет часть ответственности перед украинским обществом за все произошедшее в 2014-2015-х годах.
Россияне развернули беспрецедентную массовую кампанию вранья и зомбирования против Украины — этноцид и идентоцид. Российская власть и отчасти российское общество должны называться «украинофобными».
Россияне отрицают право Украины на свое государство, допуская их культурную автономию. Российская власть должна называться «имперской», а война, которую она ведет, — «империалистической», «колониальной». Война же Украины против России — это война освободительная, антиколониальная, война за независимость и свободу.
Россияне отворили кровь. Путем промывания мозгов русскоязычным гражданам Украины через СМИ они осознанно и целенаправленно создали предпосылки гражданской войны на украинской территории. Они обеспечили эту войну материальными, людскими и информационными ресурсами. Нынешняя российская власть должна называться не иначе как «кровавой».
Действия России против Украины в 2014-2015-х годах характеризуются вероломностью, открытой ненавистью, зверской агрессией и сознательным искажением в оценках реальности. Российская власть должна называться «агрессивной», «неадекватной», «лживой».
Российская власть на протяжения всей войны против Украины ставила задачу стравить два народа, вынудить украинцев к ответной ненависти. Циничные гуманитарные преступления российской власти, а также управляемых и спонсируемых ею сепаратистов направлены на то, чтобы развязать террор и зародить страх в сердцах мирных украинцев, чтобы посеять ненависть к русским, вызвать панические настроения, принять за все это вину на себя, чтобы не просто разделить и размежевать два народа, не просто их поссорить, а превратить во врагов на долгое время. Российская власть должна называться «враждебной Украине».
В этом смысле Россия на многие десятилетия потеряла право заключать с Украиной любые договора с контекстом «дружбы». Договора о мире, договора о сотрудничестве Украины с Россией могут заключаться. Но договора о дружбе Украины с Россией больше заключаться не могут. Российское государство потеряло право считаться другом кого бы то ни было. Украина в этом смысле должна призвать страны бывшего СССР пересмотреть свои договора о дружбе с Россией. Денонсация контекста «дружбы» в международных договорах в отношении России становится неизбежной.

Семантическая война против российских комбатантов.
Военные преступления российских офицеров, солдат и наемников должны рассматриваться согласно Римскому Уставу (его еще называют «Римский Статут Международного уголовного суда»). Однако не менее важным является общественно-политическая оценка этих преступлений.
Честь офицера и солдата — это следование общечеловеческим нормам независимо от приказа. Бесчестье офицера и солдата не спрячешь за приказом. Политика войны российской власти в Украине привела к полной потере воинской славы российских солдат и офицеров, а также их права считаться наследниками великих воинов прошлого. Офицерская честь сохраняется не только достойными поступками на поле боя, но также правдой о войне, протестом против бесчеловечной политики агрессивной власти, защитой мирных жителей. Однако российские офицеры участвовали в убийствах мирных жителях, терроре и в публичном вранье обо всем этом.
Российские военные по приказу российской власти запятнали себя позором — сняв знаки отличия для невозможности установления их государственной принадлежности, отказываясь признать свое участие как кадровых военных в незаконной войне, стреляя в мирных людей, действуя заодно с террористами и непосредственно занимаясь террором, отрекаясь от своих убитых, бросая их в плену или после смерти на поле боя, хороня своих убитых тайно. Тем самым российское государство и российское общество фактически обрекло свою армию на несмываемый позор. Российская армия заслужила позорную славу, а российские офицеры потеряли свою честь на украинских фронтах.
Если Гиркин это российский офицер, который публично продолжает выступать в России, то у российских офицеров больше нет чести. Воинская честь — понятие коллективное. Сделанное одним офицером и не наказанное другими пятнает всех офицеров. Воинская честь — понятие несимметричное: Россия может не уважать украинскую армию, а Украина может не уважать российскую армию — война создает взаимное неуважение. Однако воинская честь это не только вопрос уважения внутри своей страны или внутри страны-соперника, это вопрос уважения других народов. «Российский офицер» и «российский солдат» во всем мире отныне должны звучать в понимании оккупант, убийца, лжец, террорист, профессионал без чести.

Семантическая война внутри экономической войны России с Украиной.
У бывших колоний не бывает долгов перед империей. Это у империи есть долги перед колонией.
Империя Россия настолько сильно задолжала бывшим колониям, что даже сама постановка о каком-либо долге колоний является неприемлемой. Постколониальный экономический дискурс с украинской стороны должен принципиально избегать разговора о долгах перед Россией. Нет никаких долгов Украины перед Россией. Однако есть долг России перед Украиной — за империалистическую политику ценообразования на продаваемые энергоносители, за агентурно-диверсионную работу по уничтожению украинской армии, за стимулирование коррупции и разграбления Украины режимом кровавого президента, за коррупционную скупку украинских предприятий по дешевке, за разжигание межнациональной ненависти, за аннексию Крыма, за сепаратизм Донбасса, за диверсии и терроризм на территории Юго-Восточной Украины, за кровь украинцев.
Все разговоры о долгах Украины перед Россией должны пресекаться как создающие неравновесные и неравноправные отношения. Неучастие в неравных отношениях — основа экономической политики государства Украина по отношению к России.
Семантическая война с коммуно-социализмом и советизмом.
Все коммунистические идеи в России к началу XXI века это идеи имперские. Коллективность, общность, примат государства над обществом, контроль государства над бизнесом, социальный протекционизм государства, культурный патернализм государства, отказ от буржуазной морали, пренебрежение к праву и т.д. — все эти идеи взяты на службу российским империализмом. Неимперские левые идеи в России практически отсутствуют. Поэтому изгнание левых идей из гражданского дискурса является неизбежным и остро необходимым процессом антиколониальной украинской политики.
Десоветизация включает полномасштабные семантические действия в различных сферах общественной жизни. Последствия СССР должны быть распознаны в территориальной организации страны, структуре госбюджета, устройстве городов и т.д. Везде необходимы семантические преобразования, доходящие до уровня символизации.
Россия сегодня это есть попытка возрождения во власти худших традиций российской империи, а в обществе — худших традиций СССР. Победи совка в себе, и ты победишь кровавую российскую власть.

Семантическая война с националистическим дискурсом.
Постоколониальный дисурс связан с дискурсивно-нарративной войной с колониальной семантикой. Национализм в условиях современной Украины является попутчиком гражданской идентичности, но гражданская идентичность масштабнее, осмысленнее и перспективнее, нежели националистическая.
Украинский национализм это гражданский дискурс эпохи колониальной эмансипации Украины от России. По мере прохождения процесса эмансипации в Украине роль украинского национализма будет снижаться. Вместо этого будет расти роль ненациональных контекстов гражданского дискурса.
Патриотизм не равен национализму. Нужно отстаивать новую ненационалистическую гражданскую семантику, патриотическую семантику, основанную на героизме украинцев в революции и войне с Россией 2013-2015 годов.

Прямой призыв к интеллектуалам в сфере семантической войны с путинской Россией
Россия объявила Украине тотальную войну — это война во всех сферах: вооруженный конфликт, экономическая война, информационная война (консциентальная и семантическая война), правовая война, культурная война. Украине, чтобы сохраниться как государство, как общество и как целостная страна, нужно принимать этот вызов и отвечать на него избыточной активностью. Если на фронте вооруженного конфликт на Востоке Украины установилось шаткое равновесие, то на остальных фронтах активность украинского государства, бизнеса и общества оставляет желать лучшего. В данном случае я пытаюсь убедить принять бой в сфере семантической войны, то есть войны направленной, прежде всего на имперских интеллектуалов как лидеров мнения и на массовое сознание, ими формируемое.
Ученые должны последовательно и аргументированно осуществить критику неадекватных исторических подходов практически во всех гуманитарных науках — прежде всего в философии, истории, политологии, социологии и филологии. Семантический реванш российских интеллектуалов опасен не только для России и Украины — он опасен для всего мира.
Эксперты в публичной коммуникации повсеместно должны разрушать имперский дискурс как дискурс колониальный по отношению к Украине. Это означает, что всякие дискурсивные формы семантического неравенства Украины и России, семантического подчинения украинского государства, общества, бизнеса российскому государству, обществу, бизнесу должны быть разрушены.
Интеллектуалы в философской, научной и общественной деятельности должны разрушать архаичный дискурс России, то есть всякий дискурс, апеллирующий к истории и реваншу. Нужно донести до российских интеллектуалов понимание, что у них нет больше права на выгодное им перевирание истории, фундаментализацию православия и публичное предъявление архаичных форм общественного сознания. Не участвовать в коммуникации с дискурсом архаизации — вот правило интеллектуала.
Политики в публичной коммуникации должны жестко пресекать всякие попытки увести разговор в обсуждение справедливости — исторической, геополитической или правовой. Российские политики потеряли право на предъявление претензий на справедливость, ибо их справедливость является архаичной, локальной, реваншистской и кровавой.
Семантическая война порождает воинствующую семантику. В семантической войне не берут пленных, не снисходят к проигравшим, не ведут упрощенных дискуссий и не обращают внимание на мнение обывателей. В семантической войне нужно создавать свое смысловое содержание и на его основе производить семантическое преобразование реальности.
Попытки осмысленного гражданского дискурса в России появляются. В частности возникла группа российских интеллектуалов, которая всерьез отнеслась к моей критике антиинтеллектуализма в России,«Гражданское движение». Эта группа начала формировать набор позитивных смыслов о пост-имперской и пост-армейской России. Так что здоровые смыслообразующие силы в России есть, и именно глядя на их позитивный пример и стоит работать украинским интеллектуалам.
***
Российский психолог Людмила Петрановская еще во время крымнаша очень тонко подметила схожесть реакции россии на события Евромайдана с реакцией мужа-садиста на уход жены. Музыка в тему как подводка ко второй части :)


Часть вторая, война и юмор

Как великие укры копали Чёрное море и другие их подвиги - спасибо за вдохновение маразмам росс-тв
по картинке не кликайте, она такая мелкая и есть :(
Укропам попался в руки логотип Хабаровского аэропорта - и что из этого вышло :) Самое злободневное здесь, остальное - по ссылке.


***
И последнее. Тут, вижу, миротворицы диванные активизировались, своей реакцией в очередной раз указывая на то, кто является второй стороной конфликта. Пошлят про то, что все не так однозначно и на кубик если сверху посмотреть - то он как квадратик. А на танк, если изнутри - так кладовочка, чо. Недорогие вы мои! Не нравится блог? Кнопка "отписаться" к нашим услугам в режиме 24/7. Дабы не метать бисер, буду краткой: хоть "мир" в покое оставьте, раз уж от "вежливости" вашей уже с души воротит. Ага? А я за это расскажу, что бывает с настоящими миротворцами:

Против жительницы Смоленской области возбуждено уголовное дело по факту государственной измены в пользу Украины. Светлана Давыдова в апреле 2014 года обратилась в украинское посольство, рассказав, что соседняя с ее домом военная часть опустела и солдаты могли быть направлены в Донецк. Сейчас она находится в СИЗО «Лефортово».
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2656046

16 коментарів:

  1. Наш девиз "Поржал сам? Дай поржать другу!" )))) Но картиночка и правда хороша. Эх, жаль, не там отвал надо было насыпать...

    Они гордятся! Юль, а кто изумлялся, местные коллаборанты или заезжие "освободители"?

    ВідповістиВидалити
  2. Местные, пересмотревшие лайфньюс, кто искренне верят в фашистов концлагеря и прочий бред

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Понятно. Вот бы каждому по вере его привалило! Кому - концлагеря, кому - симпатичного бандеровца-освободителя )))

      Видалити
  3. Юмор наше фсе! Показала мужу "Как укры море копали" - смеется :) говорит скинь ссылку на рабочий, пацанам покажу пусть поржут!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Непременно надо пацанам показать! Мужу - привет ))

      Вот что я еще заметила, глядя на юмор: насколько в нем, в подавляющем большинстве примеров (причем говорю так исключительно предполагая, что видела не все, даже будучи подписанной на Бигдана энд ко)) нет ненависти. Даже "символ" ДонАП не кровожаден, а всего лишь художественно-пародийное осмысление реальности.

      Видалити
  4. Тоня, всё в точку)))
    А я даже на слово "хохол" не обижаюсь, оно совсем не обидное, в переводе с тюркского - "сын Неба"! о как!
    А россияне своей агрессией и "исключительностью" уже окончательно разбили былое славянское единство и братство:
    http://www.unian.net/politics/1037988-lukashenko-nekotoryie-umniki-schitayut-belarus-chastyu-russkogo-mira-zabudte-video.html

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. А я всегда, еще до всяких наших рррыволюций и статьи пана профессоОре хохлами только тех своих соотечественников называла, кто продался москалям. Не зря мой препод по философии говорил, что не туда пошла учиться (да, я хвастаюсь, ну и что? ))) И про восстановление (скорее, добавление через черточку) исторического названия говорила. Т

      Вот как раз о том, было ли братство славянским - об этом читайте в будущих выпусках нашей биндеравского альманаха ))

      А Лукаш - хиииитрый жук!

      Видалити
    2. Во многом можно претензий предъявить Лукашенко, но то, что он любит свою Родину - в этом сомнений нет.
      А вот этой лекции московского православного профессора Осипова уже лет десять и только сейчас понимаешь, насколько он был прав. Всё сбывается...
      https://www.youtube.com/watch?v=7izjtSAI2f8&feature=share

      Видалити
  5. Ой, до чего же й_нутые эти русские - Черное море выкопали, Бандера оказывается Иисус ((( Даже под курево и наркоту такое не придумаешь!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Самый галлюциногенный наркотик - отравление русским миром под имперским духом!

      Видалити
  6. http://www.depo.ua/rus/politics/u-muzha-rossiyanki-izmenivshey-rodine-zvonkom-v-ukrainu--31012015132200
    http://ibigdan.livejournal.com/16538041.html
    Почитайте. Про миротворицу-мать 7-ых детей. 30-ые годы вернулись в Рашку. У меня просто мороз по коже. Если бы у нас такое случилось, уже бы Майдан стоял под СИЗО. Жесть, надо чистить пулемет.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Аня, я уже несколько дней не могу прийти в себя после этой новости - я представить не могу как бы сынок даже день без меня прожил, а здесь семеро, а младшему младенчику - всего два месяца! ироды! Самое страшное для меня - это молчание народа! ты совершенно права - у нас бы уже майдан стоял под СИЗО, а там - равнодушие или зловещее одобрение.

      Видалити
    2. Я уже перестала что-либо понимать в движениях душ, индивидуальных и коллективной, населения этой страны (народом или нацией язык назвать их не поворачивается). Как любовь может допустить спокойное лицезрение скоростного, по меркам прошлых столетий, самостоятельного погружения в ад? Как гордость за страну дружит с Чечней, Приднестровьем, Грузией, теперь и Украиной? Смертями гордиться? Разрухой и упадком отобранного?
      В Галином видео, несмотря на возможно не всеми приемлемый антураж и подачу материала, сказаны правильные вещи про склонность к подданству. Кому еще в 21 веке нужен царь, Боже ж ты мой...

      Видалити
  7. Хех. И я в дайджест попал, приятно :)

    ВідповістиВидалити